Часто задаваемые вопросы

На данной странице мы разместили ответы на часто задаваемые вопросы:

  1. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Разъяснения о формировании платы.
  2. Как формируется плата за жилищно-коммунальные услуги?
  3. На основании какого документа начисляется плата за лифт жителям первого этажа?
  4. Формирование взносов на капитальный ремонт.
  5. Расчет ОДН с 01.01.2017 при наличии общедомовых счетчиков.

 

1.Тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Разъяснения о формировании платы.

Согласно статьям 39 и 158 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле, в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Поэтому плата за содержание и ремонт жилого помещения (содержание и ремонт, уборка придомовой территории, уборка мест общего пользования, содержание и ремонт мусоропровода, обслуживание и ремонт лифта, вывоз твердых бытовых отходов) устанавливается на один квадратный метр общей площади жилого помещения. Плата за данные услуги не зависит от количества зарегистрированных в жилом помещении граждан.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений дома. В договоре управления домом должны быть указаны перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, порядок изменения такого перечня, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения.

 

2. Как формируется плата за жилищно-коммунальные услуги?

Согласно части 2 статьи 154 ЖК плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги.

При этом, в соответствии с частью 4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе полномочия по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332 Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, вопросы обоснованности размеров установленных органами государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относятся к компетенции ФСТ России.

Согласно части 1 статьи 156 ЖК плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. При этом, в соответствии с частью 7 указанной статьи размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 — 48 ЖК. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

При этом, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Таким образом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме устанавливает общее собрание собственников жилья, а в случае если на общем собрании собственников жилья не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Между тем, в соответствии с пунктами 10, 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493, в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки по соблюдению органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, содержанию общего имущества в многоквартирном доме, определению размера и внесению платы за коммунальные услуги (в части порядка, срока и формы внесения платы за коммунальные услуги).

Таким образом, по вопросам правильности расчетов платы за коммунальные услуги, содержание и ремонт жилого помещения, и содержание общего имущества в многоквартирном доме, необходимо обратиться в органы государственного жилищного надзора.

Согласно части 1 статьи 162 ЖК договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

 

3. На основании какого документа начисляется плата за лифт жителям первого этажа?

Начисление платы за лифт жителям первого, второго этажей, так же как и жителям верхних этажей, производится на основании Жилищного законодательства — Жилищного Кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г.ода № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме …»

Указанным федеральным законодательством определено, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, к которому в том числе относится лифт и лифтовое оборудование (статья 36 ЖЦ РФ), соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.

Эта обязанность возложена на всех собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, не зависимо от этажа, на котором находится данное помещение. Такие расходы не являются расходами на пользование лифтами как средствами транспортировки граждан и грузов (письмо-разъяснение Министерства регионального развития РФ от 06.03.2009 № 6177-АД/14, решение Верховного Суда РФ от 26 мая 2005 г. № ГКПИ05-588).

Органы местного самоуправления — городская Дума и Администрация города, не имеют полномочий изменять императивные нормы федерального законодательства, в соответствии с которыми установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядок расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти РФ.

Исходя из того, что органом управления многоквартирным домом является Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (статья 44 ЖК РФ), собственники помещений могут принимать решение об освобождении от платы  (уменьшении размера платы) за обслуживание и ремонт лифта собственников жилых помещений, расположенных на первом и втором этажах многоквартирных домов.

Но при этом следует учитывать, что плата за содержание и ремонт жилого помещения должна устанавливаться в размере, обеспечивающем содержание общего законодательства в состоянии, обеспечивающем безопасность и надежность (статья 156 ЖК РФ, пункт 10 Постановления № 491). Поэтому сумму, недополученную за содержание и ремонт части общего имущества многоквартирного дома — лифта с собственников первых этажей, собственники, проживающие на верхних этажах, должны перераспределить между собой либо найти инфе источники покрытия недополученных средств на содержание лифта и лифтового оборудования (наприме, использовать на эти цели средства от передачи в пользование общего имущества в многоквартирном доме).

По статье 36 ЖК РФ к общему имуществу жилого помещения (в частности многоквартирного дома) относятся механическое оборудование, а также лифты и шахты, расположенные в данном помещении.

Протокол № 3 от 27 июля 2015 г.  — общего собрания собственников помещений в МКД, расположенного по адресу: ул. Плеханова, д.4.

п.5 О временном освобождении жителей 1-2  — го этажей МКД по ул. Плеханова, д. 4. от платежей за ремонт и обслуживание лифта.

Решение собственников дома: Освободить собственников жилых помещений 1-го и 2-го этажей МКД ул. Плеханова, д. 4. от оплаты за ремонт и обслужитвание лифта сроком до 01.06.2016 г, восстановить кнопки вызова лифта на 2-х этажах.

Проголосовали: за — 80,43%, против — 11,38%, воздержались — 8,18%

Хотелось бы отметить, что максимальная доля расходов граждан за оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) не должна превышать 22 процентов совокупного дохода, а для отдельных категорий граждан, в семьях которых доход не превышает или превышает не  более чем на 20 процентов прожиточный минимум и в сотсав которых входят:

  • только граждане, достигшие возраста, дающего право на получение пенсии по старости или одиноко проживающие граждане, достигшие возраста, дающего право на получение пенсии по старости;
  • трое и более несовершеннолетних детей;
  • одинокие матери с одним или более несовершеннолетними детьми — 11 процентов.

В случае, если плата за жилищно-коммунальные услуги превышает указанные пределы, необходимо обратиться в районные органы социальной защиты для оформления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

 

4. Формирование взносов на капитальный ремонт

Статья 158 ЖК РФ «Расходы собственников помещений в многоквартирном доме»
1. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
2. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
3. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
4. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме перечислен в ст. 166 ЖК РФ «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме».

Статья 169 ЖК РФ «Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме»
1. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Статья 171 ЖК РФ «Особенности уплаты взносов на капитальный ремонт»
1. В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
2. В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками жилых помещений на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 настоящего Кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

 

5. Расчет ОДН с 01.01.2017 при наличии общедомовых счетчиков.

Если в многоэтажном доме имеются общедомовые счетчики, то количество израсходованных ресурсов на ОДН будет рассчитываться следующим образом: VОДН=Vсчет.-Vкв/сч-Vкв/норм или VОДН=Vсчет.-(Vкв/сч+Vкв/норм). Переводя формулу на русский язык получаем, что количество ОДН равно количеству затраченных ресурсов по общедомовым счетчикам минус количество по счетчикам в квартирах, минус количество по нормам потребления коммунальных услуг в квартирах, где счетчики не были установлены.

Другим языком, объем ресурсов на общедомовые нужды будет равен разнице расхода по счетчикам всего дома и сумме объемов всех затрат на ХВС, ГВС, электроэнергию по квартирам. Говоря о расчете суммы оплаты общедомовых нужд, то она будет рассчитываться следующим образом: SОДН = VОДН * Тариф, то есть количество израсходованных ресурсов на ОДН умножаем на тарифы потребления воды и электроэнергии и получаем сумму расхода ресурсов, которую если разделить на площадь помещений, входящих в состав общедомового имущества, то можно определить начисления суммы ОДН на одну квартиру.

Каждый владелец квартиры оплачивает общедомовые нужды пропорционально квадратным метрам своей жилплощади. Для быстрого и удобного расчета суммы на нужды дома и включение их в платежные ведомости, обычно, управляющие компании и ТСЖ используют специальные программы. Рассчитать ОДН по новым правилам поможет программное решение Всеведа (uk.vseveda.org). Для включения данной суммы расходов на оплату ХВС и ГВС, а также электричества и тепло энергии, и канализационного водоотведения, разрешение собрания собственников квартир не нужно. Так как на основании ст.12 ФЗ №176, а именно части 9, данные расходы должны быть оплачены владельцами помещений, как оплата услуг за содержание многоквартирного дома, в котором они имеют собственность.